Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление применяется для решения детерминированных задач, т. е. задач с единственно верным ответом. Можно назвать это линейным мышлением. Вся система образования в России построена на таком подходе. В результате мы получаем специалистов в точных науках.

Дивергентное мышление — метод решения творческих задач, в результате которого находится множество решений одной задачи. И все эти решения могут считаться правильными. Креативная концепция создается копирайтером, обладающим дивергентным мышлением.

В среднем, при движении вверх по иерархии компании, руководители вынуждены все меньше решать детерминированные задачи и все больше вынуждены находиться в состоянии неопределенности. Возрастает необходимость мыслить творчески и решать задачи с многими неизвестными, в которых нет единственно верного ответа.

Отсутствие дивергентного мышления у руководителя может быть серьезным препятствием для движения вверх по карьерной лестнице. Хорошая новость в том, что это умение можно развить.

Культ своего бизнеса

Сейчас со всех экранов льется: «не работай на дядю», «работай на себя», «будь независим». Этими идеями пропитано все вокруг. 

Люди, наслушавшись историй успеха, решаются открыть предприятие и вдруг обнаруживают новые источники несвободы: клиенты, бумаги, продажи, налоги, кассовые разрывы, голод, тоска и безвестность.

Нищих и грустных фаундеров не меньше, чем румяных и счастливых наемников. 

Правда в том, что все люди и так работают на себя. Каждый человек предприниматель, что бы ни было написано в трудовой книжке. Каждый стремится увеличить доход, борется за долю рынка, воюет с конкурентами, сокращает издержки, ищет точки роста на рынке труда, услуг, товаров, продуктов, идей. 

Так называемая свобода хранится в голове, а не в правовой форме организации работы. 

Важно помнить об этом, когда очередной натужный коммерс с ютуба зовет тебя выйти из зоны комфорта. Возможно, тот рынок, на котором ты действуешь прямо сейчас, таит в себе большие перспективы. Достаточно посмотреть на него глазами предпринимателя.

Как Reddit аудиторию набирал

Реддит - социальный новостной сайт, который очень популярен за бугром. Несмотря на трешовый дизайн, контент и прочее, у продукта огромная и активная аудитория. Там кипят бурные обсуждения, там можно продвигать бизнес, зарабатывать рейтинг и многое другое. Иногда там можно достать такую информацию, которую вряд ли встретишь где-то ещё.

Вообще, весь сайт держится на активности пользователей. Если они активно, загружают ссылки, голосуют за лучшие материалы, то сайт живёт. Если активности нет, то и посетителям нет смысла туда заходить.

Поэтому на начальном этапе, в 2005 года, когда он только был создан, самая главная проблема заключалась в том, как создать активность? Нужна была критическая масса пользователей, материалов, комментариев, после чего остальные увидят ценность сайта и начнут регистрироваться там.

Критическая масса сама не наберётся. Только в исключительных случаях продукт продаёт себя сам. Как правило, вначале нужно сильно пахать, чтобы привлечь первых пользователей. И только потом, когда проект заработает хорошую репутацию, можно надеяться на органический рост.

Как создавалась активность на Reddit?

Основатели собственными ручками клепали фейковые аккаунты. Они делали это несколько месяцев, имитируя реальную активность на сайте. За счёт этого у реальных посетителей создавалось впечатление, как будто сайт живой и на нём есть реальные пользователи. После нескольких месяцев, кропотливая работа начала себя окупать и пошёл органический рост.

Такую же стратегию использовал сайт Quora (самый популярный сервис вопросов и ответов за рубежом). Два основателя без перерыва создавали новые вопросы и сами же отвечали на них. Потом к ним присоединились первые работники, бета-тестеры. Благодаря этому база вопросов и ответов начала заполняться, сайт ожил, пошёл органический рост.

Да, это непросто. Да, зачастую это приходится делать вручную (хотя, я думаю, что некоторые могут автоматизировать подобные процессы). Но когда других способов выйти из «долины смерти» нет, то и такой хак может оказаться спасительным.

Подумайте над этим вариантом, если вы развиваете что-то вроде онлайн-форума, где на начальном этапе всегда будет дилемма «пустой сайт означает отсутствие пользователей» и «отсутствие пользователей означает пустой сайт». Хотя такая же ситуация есть и у маркетплейсов, и у социальных сетей, где всегда нужно решать эту дилемму.

Источник - https://m.habr.com/ru/company/changeagain/blog/298284/

Дизайн 21 века

Дизайн 21 века

Дон Норман в новом видео рассказывает о будущем дизайна и проблемах дизайн-образования:

https://youtu.be/7FJNsqoC4tI (https://youtu.be/7FJNsqoC4tI?fbclid=IwAR2L5_Q8sum7igZyKP2-VXXTWuh8dAC3vwU95yIP6-OeGRRJKxYFoWvGDLg)

«Дизайн 21 века»

1. Изначально дизайн пришёл к нам из века 20, когда дизайнеры преимущественно создавали физические объекты.

2. Сейчас же новый век, всё в компьютере → и поменялась профессия. Появились сервисы, а не только предметы.

3. Service design introduced two great components: journey map and service blueprint.

4. Откуда пришли эти навыки, где им учиться и какие из них необходимы?

5. Я посмотрел на лучших мировых дизайнеров и обнаружил, что лучшие — это физики, медики, инженеры, филологи...

6. Эти профессии дают широкое понимание мира → и потом это понимание мира уже применяется на практике.

7. В дизайн же образовании часто учат ремеслу, но не учат широкому пониманию мира. Мне хочется это изменить.

8. Хочется, чтобы дизайн-образование учило не только создавать новую систему освещения, что важно и классно, я люблю красивые объекты и не хочу это потерять.

9. Но представьте, что вас пригласили в отдалённую деревню в Индии, где нет электричества и водоснабжения, и вообще все довольно бедные. Как создать там водопровод и канализацию? Как бы вы к этому подошли?

10. Ещё большая проблема: как помочь другим сделать это? Какие у людей есть возможности и потребности?

11. Если бы меня попросили решить эту же проблему в отдаленном регионе Африки или Америки — здесь были бы другие решения.

12. Как мы обучаем дизайнеров будущего работать с культурой, понимать потребности людей? Какой информацией снабжаем, чтобы они могли принимать решения самостоятельно, а не следовать нашим указаниям?

13. Нам нужно иметь дело с экономикой, местными особенностями и политикой. Всё это во многом похоже на работу менеджера больше, чем на работу дизайнера.

14. Но именно дизайнеры лучше всего могут решить эти проблемы.

Дизайнеры думают широко.

Дизайн — это метод, а не набор компонентов.

15. Мы должны учиться работать с разными людьми из разных частей общества: политиками, местными жителями, медицинскими работниками или людьми, которые болеют.

16. Мы должны думать о том, что где-то разрывают город, чтобы проложить трубы, которые, возможно, и не нужны. Какие ещё есть решения?

Что насчёт воды?

Как получить чистую воду там, где нет электричества?

17. Это — будущее дизайна: работа над комплексными социо-технологическими системами.

Это то, чему мы должны учить молодых начинающих дизайнеров.

Давай ещё раз про созвоны

Давай ещё раз про созвоны

Я не планирую новые дела «на сегодня». Новое — только с завтрашнего дня. Это даёт мне шанс выполнить сегодняшний план. Если сегодняшний день не защитить от вторжения новых дел, такого шанса не будет. (Книга Марка Форстера «Сделай это завтра».)

Я не отвечаю на сообщения до 14. И не ставлю встречи до 14 с редкими исключениями. Это даёт мне шанс сделать что-то своё, что важно сделать именно мне. Другого способа у меня нет, проверял. В проекте может быть жопа, а я всё равно не отвечу — проектов много, а жизнь одна.

У тебя один проект или, может, два-три. У меня пять-десять. Ты можешь в какой-то момент мобилизоваться и отдать проекту больше сил. Я могу только «ходить по клеточкам», строго в рамках своего расписания и правил. Если я сломаю свой режим работы — сломаются сразу все проекты.

К тому же я старый.

Поэтому твой план, который подразумевает, что я приму работу в день, когда ты её впервые покажешь — сломан изначально. Даже если в работе всё хорошо (а там обычно не всё хорошо).

Единственный способ гарантированно получить ответ — забить встречу. «На завтра», или сразу на пару дней в течение недели.

Да чёрт с ним, можно и «на сегодня», прямо с утра, прямо в календаре — вдруг я смогу. В чате не отвечу, а встречу подтвердить или отбить это ок, потому что там невозможен какой-то последующий диалог.

Второй по верности способ — спросить «когда ждать ответа», получить обещание и если я не сделаю — медленно уничтожать меня, пока я всё не выполню.

А отправить ссылку в чат и ждать, что я сразу же посмотрю, или не забуду посмотреть потом — это способ не получить ответ.

Многие из нас находятся в стрессе

Многие из нас находятся в стрессе

Иногда нет сил, чтобы делать работу.
Иногда тревожно, и всё горит и ступор.
Иногда низкий уровень энергии и апатия.
И много других проявлений стресса типа плохого сна, к которым мы привыкли.

Это неправильно. И так было не всегда.

Хочется, чтобы отпустило и стало снова хорошо.

Меня воротит от терминов типа “продуктивность” или, например, “стрессоустойчивость”, потому что вокруг них много хайпа и словоблудства, и лишь буквально толика хоть сколько-то годного и пременимого контента.

Один из спикеров, которого я рекомендую послушать — Анна Обухова.

Анна получила МВА в Манчестерской бизнес школе, закончила Neuroleadership институт и сейчас получает магистерскую степень по Applied Neuroscience. Также работает в ScrumTrek’e и специализируется именно на командной работе, стресс-менеджменте и лидерстве.

Этот забористый абзац выше про то, что в целом у Анны есть уникальная перспектива из микса научной базы и практического бизнесового опыта, чтобы говорить по делу.

Так она провела двухчасовую (https://youtu.be/aYyNcSUZ8rg?t=175) лекцию (https://youtu.be/aYyNcSUZ8rg?t=175) с рассказом о «стретегиях стрессоусойчивости».

Тезис:
“Стрессоустойчивость — это действие выраженное во времени, когда мы возвращаем себе контроль” — ещё раз: это действие.

И дальше она предлагает такие варианты действий, чтобы вернуть себе контроль aka стратегии:

1. Запасай
2. Изучай
3. Советуй
4. Убирай
5. Готовь
6. Жуй, грызи
7. Выбрасывай
8. Наводи красоту
9. Делай вместе
10. Обнимай/Делай
11. Помогай
12. Структурируй
13. Пузырь реальность
14. Приоритезируй
15. Авторизуй результат
16. Всё равно делай
17. Считай
18. Вспоминай
19. Двигайся
20. Наблюдай
21. Чувствуй
22. Не игнорируй

Если вам удобнее воспринимать текстом, то Георгий Гаджиев сделал конспект (https://workflowy.com/s/13eee6c8591c/UNW3jIr62eyr2ovA?fbclid=IwAR2zw6QDCGncPEJxEuZjXMaor4Ms5_wf2StO-NmAH8lYnTzIJctdGkEQTu8).

Оказалось, что я пользовался некоторыми из них интуитивно.
Например, 4, 6, 12, 16, 19, 20, 21, 22.

Мне это кажется ценным, поэтому хочется, чтобы больше людей об этом узнали.

Если у вас коллеги или друзья много работают над умственными / креативными задачами, очень рекомендую поделиться с ними.

Почитайте конспект, посмотри или послушайте видео — выберите себе пару практик и просто опробуйте на себе.

Улучшает качество жизни, а главное — даёт инструмент и стратегию: как выйти из стресса и вернуть себе контроль.